Некоторая предыстория.
О «новой актёрской школе-школе» я узнал случайно. Меня пригласила посмотреть на группу vkontakte.ru об этой организации одна незнакомая мне девушка, посчитав что мне будет интересно. И мне в самом деле стало интересно, хотя и не в том смысле, который подразумевала та девушка.
Первое, что бросается в глаза, при изучении информации в этой группе — это то, что в организации есть один непререкаемый авторитет, которое требуется называть не иначе как «Мастер». Именно так, с заглавной буквы, — это официальный титул. Одно это настораживает, не правда ли? Другими словами это не просто имя нарицательное, обозначающее человека, искусного в каком-либо ремесле, это имя собственное, говорящее о каких-то совершенно необычных свойства обладателя. Впрочем не в названии дело, неофициально его можно называть Анжеем. Тут важно, что авторитет этого человека имеет непререкаем среди воспитанников. Когда я в переписке с той девушкой, что меня пригласила, позволил себе усомниться в правильности некоторых взглядов их руководителя, я получил целый фонтан брани, я даже не предполагал, что столь молодая особа способна так ругаться. Разговаривать с ней после этого стало невозможно, как будто в самом деле сработал какой-то барьер: нельзя общаться с сомневающимися людьми. Показателен и сам профиль этой девушки: у неё в качестве любимых цитат у неё указаны 6 изречений, четыре из которых приписываются этому самому Анжею. Лихачёв и Достоевский в её списке занимаю последние места. Девушка совершенно поглощена своим "Мастером" и ни на какие призывы к самостоятельному мышлению не реагирует.
Впрочем с логикой у них вообще всё плохо: когда я попытался сделать замечания по поводу категорического запрета на ношение брюк для девушек-воспитанниц, меня довольно быстро забанили. Мои обсуждения в той теме и сейчас ещё сохранились: http://vkontakte.ru/board.php?act=topic&tid=499610 Мне тогда написали, что я ничего не понял. "Может и в самом деле?" — подумал я. И поинтересовался поподробней.
У этой организации есть сайт nas-s.net (заметим, что и название сайта неоднозначное), с которого каждый может скачать несколько документов об этой «школе-школе». Особенное внимание уважаемой общественности хочу обратить на следующий документ http://www.nas-s.net/dok.doc. В нём изложена некоторая информация о самой «Школе», правилах поступления и, что самое интересное, приведены несколько сочинений воспитанников.
Так всё же образование или воспитание?
«Новая актёрская школа-школа» называется себя «универсальным драматическим театром». «Основной вид деятельности - дополнительное профессиональное образование по специальностям театра и экранных искусств.» -- можно прочесть буквально в первых строчка означенного документа. Однако уже через одну строчку читаем: «Первая и основная задача Школы — развитие и воспитание Человека, вторая задача — подготовка профессиональных актеров». В этом есть некоторое противоречие: основная деятельность — профессиональное образование, а подготовка актёров только вторая задача. Странно. Ещё интересней написано по поводу образования в сочинении некоего Ивана Иванова:
«Нередко, человеку, поступающему в школу-школу, кажется, что он уже почти специалист в области театра: ознакомлен с системой Станиславского, имел опыт участия в любительских спектаклях и даже успех. Он думает: с поступлением в театральную академию не получилось, не время, но оно обязательно наступит и школа-школа должна мне в этом помочь. Здесь я наберусь опыта, и уже с нового учебного года театральная академия распахнёт мне свои двери. К Школе не следует относиться серьёзно - здесь же не дают такое образование, как в академии. Школа-школа, думает этот человек, это как курсы - платишь деньги и с тобой занимаются. Это обычное стереотипное мышление, свойственное большинству молодых людей. Такое представление о школе-школе НЕ ВЕРНО НИ ПО ОДНОМУ ПУНКТУ!»
У меня может быть стереотипное мышление, но я всегда думал, что если некоторая организация, объявляет, что занимается дополнительным профессиональным образованием и берёт за это обучение деньги, то именно этого образования от неё и стоит ожидать. Оказывается, что нет. Впервую очередь, как и было заявлено, там занимаются воспитанием. Читаем далее:
«Мастер Школы будет заниматься освобождением твоего сознания от этого мусора»
Что считать мусором в вашей личности, а что нет определяет, как вы уже догадываетесь, «Мастер». Процесс «освобождения» происходит иногда очень тяжело:
«У некоторых учеников, от необходимости открываться, причем ежедневно, с болью, соплями и слезами сдирая с себя маски, случаются истерики»
Тут можно вспомнить, что в школу принимают людей всех возрастов, в том числе и школьников, т.е. Несовершеннолетних, тогда как тренинги там довольно своеобразные:
«В школе-школе на тренингах наступают друг другу на ноги, дёргают за волосы, трогают за грудь и прикасаются к бедрам. Телесный контакт здесь является обычным делом. Здесь кропотливо относятся к природе человека, занимаются ее всесторонним пробуждением. Нормальным является ныряние зимой в прорубь, совместное посещение бани и ни у кого не вызывает недоумение обнаженная девушка на сценической площадке»
Я — человек, в общем-то, консервативных взглядов. Мне, например, кажется, что не стоит целовать девушку без любви, и мне не нравятся, когда меня дёргают за волосы и наступают на ноги. Я не нахожу это ни приятным, ни полезным для чего бы то ни было. Если говорить о «всестороннем пробуждении природы», то нужно вспомнить, что в человеческой природе есть тёмные и низменные стороны, животные инстинкты, агрессия, похоть, и мне думается что их как раз пробуждать не нужно. В частности мне очень интересно для чего служит совместное посещение бани. Впрочем может я чего-то не понимаю?
Причём, и это один из ключевых моментов в этой истории, у воспитанников, а их, видимо, стоит называть именно «воспитанниками», потому что воспитание это главное и основное, формируется ощутимая психологическая зависимость. Цитата из другого сочинения:
«У меня был перерыв, когда я не ходила на занятия. Около 2 месяцев. Я реально, порой даже на физическом уровне ощущала, что мне не хватает Школы. Меня напрягала моя учеба в институте, работа, я не могла успокоиться, я металась. Вернувшись в Школу, я ощутила покой, я нашла себя в том хламе, которым заполнена моя жизнь»
А это уже симптом, у человека сформировалась настолько сильная зависимость, что он испытывает сильнейший дискомфорт, если не может попасть на тренинги.
И какой же ты, воспитанник новой школы-школы?
И тут, конечно, становится интересно кого же там при помощи довольно жёстких методов и необычных тренингов воспитывают. В том сочинении Ольги Тереховой читаем следующее:
«С другой стороны, раньше я была «правильной» девочкой-отличницей с хорошим поведением и воспитанием. Теперь я могу спокойно ругаться матом, как будто я на нем всю жизнь разговаривала. Я почувствовала себя свободной от предрассудков. Я была загнанна в рамки, которые были построены моими родителями, школой, обществом. Сейчас я раздвинула эти рамки, я позволила себе это сделать, я не сломала их, нет, я просто сделала свою жизнь богаче. Теперь я не думаю как отреагируют на мое поведение мамины подружки или взрослые дяди и тети, теперь я знаю – я живу по своим правилам, а не по чужим. И теперь выигрываю я, а не они.»
Раньше была замечательная девушка с хорошим поведением и воспитанием. Теперь эта девушка противопоставляет себя родителям, маминым подругам и всему миру. Просто классический подростковый комплекс. Быть свободной — это замечательно, но свобода ведь не означает вседозволенность. Если человек хочет жить в обществе, то ему необходимо следовать некоторым установленным нормам и правилам. Взгляды же, что внушаются в этой «школе-школе», ведут к разрывам социальных связей.
Мотив противопоставления себя и других, «Школы» и внешнего мира, очень силён в этих сочинениях. Воспитанники школы приписывают себе какую-то особенную духовность и свободу, недоступную другим, хотя сами находятся на довольно низ кой социальной лестнице. Вот например такой текст можно прочесть:
«Таким людям трудно понять, как можно матерится, бегать голышом, пить водку и при этом не только не деградировать, но и активно развиваться, что совсем не обязательно «культурно сидеть в культурном театре и смотреть культурный спектакль», чтобы быть человеком Культуры»
Заметьте, тогда как для обыкновенных людей слово «культурно» многократно повторяется, смысл его намеренно затирается, тогда как воспитанница «школы-школы» оказывается «человеком Культуры». Очевидно благодаря водке и свободы от одежды при беге.
«В мире, в котором они оставались жить, не подозревая, что есть другой - все чувства принято скрывать, всё зазорно, чего бы это ни касалось. Представлю реакцию таких людей на совершенно обычную в Школе ситуацию, когда студентка признаётся своему женатому Мастеру в любви и ещё Бог знает какие интимные подробности, а он слушает «как будто, так и надо» и потом они вместе это ещё и анализируют.»
Тут просто нечего комментировать. Я наверно зажатый человек, не понимаю зачем объясняться в любви женатому человеку публично.
Или вот:
«Я на работе вытираю столы и ставлю салфетки, и все думают - чего это она такая бодрая, чего светится? Скажи им про духовный труд – не поймут»
Девушка смотрит на посетителей кафе очевидно и почему-то совершенно уверена, что вокруг абсолютно непонимающие люди, более того она откуда-то знает, что «все думают». Интересный ход мыслей, не находите?
Тут уместно сделать ремарку о том, как воспитанники попадают на подобную работу. «Школа-школа» зарегистрирована как некоммерческое партнёрство, однако принимает «добровольные взносы», которые идут на содержание школы и преподавателей. Тем, кто нуждаются предоставляют работу у «партнёров», дабы ребята могли днём заработать на вечерние занятия. Понятно, что это работа требующая самой низкой квалификации. Кроме этого все воспитанники обязаны заниматься вспомогательной работой в самой «Школе-школе».
Вообще говоря, риторика «они — мы» характерна для людей с очень слабым интеллектом, они не видят частностей и не способны к самостоятельному анализу. Такая антиинтелектуальность проявляется не только в подобных представлениях, но и вообще в явном виде:
«Я наконец-то научилась отключать голову (у меня всегда была проблема, сейчас она всплывает реже)»
Но зато и награду за отказ от собственного мышления обещают немалую:
«В Школе открывается то, что целенаправленно закрывается в мире. Смутные догадки, предчувствия, здесь – крепкие тезисы, за которыми – истина человеческого существования. Здесь соединяется то, что кажется несоединимым, здесь встречаются единомышленники не по воззрениям, а по глубоким, казалось бы, на первый взгляд непонятным и недоступным, но истинным чувствам. Чтобы найти это, я и сделала выбор в сторону актерской профессии, а в итоге - в сторону Школы.»
М-да. Причём я даже догадываюсь, чьи предчувствия считаются тут тезисами, за которыми истина. Всё это отчётливо напоминает секту, психокульт, и эту похожесть признаёт даже один из авторов сочинений, хотя и своеобразно:
«В Школе на актёрском мастерстве можно увидеть людей, медитирующих в позе лотоса и подумать, что Школа – это секта. Пусть будет так. Но когда я вижу фанатиков «Зенита» в метро или на улицах города, или встречаю людей, которые свято верят телерекламе, или колбасятся на бессмысленных шоу тусовках, мне тоже кажется, что я среди сектантов. Школа, прежде всего, является абсолютно открытой и доступной для любого человека организацией - вот и выбирай, в какой секте ты хочешь участвовать!»
Тут опять есть противопоставление «они — мы». Либо ты в той секте, либо в этой. Идея о том, что в секте быть необязательно в голову не приходит.
И что же можно из всего этого заключить?
Итак, есть некая организация, возглавляет которую человек, которого нужно именовать «Мастером», человек с непререкаемым авторитетом. Организация занимается тем, что проводит тренинги, довольно сильно влияющие психику и в ряде случаев возможно вовсе опасные для душевного здоровья, и кроме того вызывающие сильную психологическую зависимость. Тренинги проводятся как с совершеннолетними, так и, что ещё важнее, несовершеннолетними. Организация существует за счёт денежных взносов и обязательного труда воспитанников. Что вам это напоминает, друзья?
Особенная опасность «школы-школы» в том, что на первый взгляд эта организация выглядит как театральная студия. Родители детей, что туда ходят, вероятно, долго просто не понимают в чём причина изменений в поведении ребёнка. Он ведь просто ходит в театральную студию.