Поскольку смотреть кино хочется долго, ибо я не обладаю способностью влюбляться в персонажа за полтора-два часа, фильм моей мечты обязательно сериал. Хотя вот опять же, мое любимое кино — "Бегущий по лезвию". Фильм запредельный, сотрясающий мозг до самых верхнечелюстных пазух. Однако ни один из персонажей не порождает чувства сопереживания и волнения. Вернее, не только сопереживания и не только волнения, а именно той виртуальной любви к несуществующему человеку. Впрочем, нельзя сказать, что любой полнометражный фильм таков — я просто не могу вспомнить такого. Но он точно есть, он не может не есть.
Ну так вот, поскольку сериалы кончились, а полнометражные фильмы — это очень краткосрочно, а мне надо, чтоб можно было долго-долго сидеть и тупо пялиться в монитор, я таки занялся поиском другого сериала. Чтоб длинный и интересный.
Я остановился на сериале The X Files, "Секретные материалы". Перевод названия неудачный, поскольку X Files — это, по сюжету, название специального архива Федерального Бюро Расследований США, в котором хранятся "необъяснимые" дела — чертовщина всякая. File — вряд ли это слово можно перевести как "материал", равно как и "Х" не обязательно означает секретность. В конце концов, у них там в их ФБР все секретно. Но тут играет свою роль то, что в начале далеких 90-х, когда это кино показывали по каким-то подпольным каналам, в памяти народонаселения отпечаталось именно это название — "Секретные материалы".
Имеет значение и то, что тогда, в начале 90-х, все мое поколение, дети тогда, смотрели этот сериал завороженно, с замиранием сердца и ужасом. Он казался настоящим серийным фильмом ужасов. Более того, и родители тоже смотрели со схожими эмоциями, поскольку до того была возможность смотреть разве что кретинского Брюса Ли в видеосалонах. А тут раз — и на тебе. Свобода, американские фильмы. Кстати, это наверное было не начало, а уже ближе к середине десятилетия, ну неважно. Это практически фильм детства, лица главных героев и заставка (заставка, кстати, полное говно) отпечатались в моем сознании как "Ну, погоди!" или как "Том и Джерри". Ну а поскольку слов "сезон", "эпизод", "мифология" никто тогда не знал, то и смотрели отрывочно, не по хронологии, не по сезонам, как придется. Тем более что таких слов и в руководствах телеканалов не знали.
Тем не менее, увидев то, что в сериале 9 сезонов, в каждом из которых куча серий, я просто не смог удержаться от того, чтобы слить первые три-четыре серии первого сезона. И знаете — втянулся. Оказалось, что не так уж он и глуп. Это на Брюса Ли сейчас смотришь — ну пиздец какой-то, школьная самодеятельность. А Духовны и Андерсон не постарели.
Действие сериала разворачивает на территории Соединенных Штатов Америки, в основном на восточном их побережье. Тут, конечно, надо заметить, что 90-е прошли под слоганами типа "Джинсы, в которых выросла Америка", американскими голливудскими фильмами и так далее, и в определенной степени для моего поколения словосочетание "Соединенные Штаты Америки" — это что-то такое, где много всего и все страшно интересно, там есть "Макдональдсы" и что-то-еще, там разносят пиццу, в канализации живут юные мутанты черепашки ниндзя и вообще страна мечты. Это не так, но мечта остается.
И вот, по просмотру первого сезона, перед зрителем во весь рост вырастает мегасериал с двумя основными сюжетами, логично и очень органично связанными друг с другом, с кучей, с огромной кучей малозначительных сюжетных линий, поскольку множество эпизодов представляют собой рутину отдела архива X Files, которые, тем не менее, крайне интересны, а также с регулярно появляющимися второстепенными сюжетными линиями.
Создатель сериала, Крис Картер, очень умело и неторопливо выстраивает перед зрителем сериал о грандиозном заговоре, правду о котором не узнает никто из простых смертных, показывает, что происходит с таким простым смертным, который пытается подобраться к загадке, показывает личные трагедии каждого из персонажей картины, и умело на протяжении многих лет (сериал транслировался с 1993-го по 2002-й год) держит зрителей в мистически-научно-фантастическом состоянии.
Этому способствуют продюсерские штучки. Множество эпизодов снято либо ночью, либо в дождливый день, либо в мрачном лесу, либо и первое и второе и третье вместе. Впрочем, умные лица главных героев убеждают зрителя, что не все так мрачно и плохо, и действительно — войдя во вкус, Духовны начинает отпускать плоские шуточки, которые приходятся как нельзя в кассу, Андерсон делает совершенно ненаигранное лицо из серии "Господи-какой-ты-идиот-но-очень-смешной-идиот", ну и так далее.
По ходу пьесы очень хотелось бы отметить актеров, приглашаемых в сериал. Например, тот мужик, который еще во "Властелине Колец" играл Гриму (это который во дворце конунга главный гад). В одном эпизоде он играет заключенного, приговоренного к смерти и ставшего невероятно сильным экстрасенсом. По сценарию, у главной героини умирает отец, и она просит этого заключенного войти с ним в контакт в мире теней и дать ей поговорить с ним. У актера, игравшего отца — немного одутловатое лицо, круглое, с очень специфической формой губ и глаз. Актер, играющий заключенного, пытаясь героине дать поговорить с отцом, повторяет своими частями лица части лица актера, игравшего отца героини. И это при том, что у актера-заключенного худое лицо с абсолютно непохожими чертами. Это надо видеть. И так довольно регулярно. Это очень здорово и радует. Полноценная замена игре Лори в "Хаусе".
Основная канва сюжета — украденная пришельцами сестра главного героя и погоня главного героя за пришельцами. Не очень ясно, только ли сестра ему нужна или он еще и "хочет знать". Вероятно, это все же две разных сюжетных линии, но они переплетены и только иногда расслаиваются.
Следует заметить, что каждая серия предельно остросюжетна и нет никаких проходных моментов, где режиссер бы сливал свою работу. Каждая серия сделана с предельной аккуратностью — такое ощущение, что режиссеры ставили основной целью цельность стиля сериала. В некоторых местах, таким образом, начисто исчезает интрига, зато атмосфера остается всегда. В общем, это здорово — ведь сериалы смотришь именно ради этой самой атмосферы. Хотя, конечно, если кроме атмосферы ничего нет, то нафиг такой сериал.
Теория заговора и паранойя (коммерческий явно замысел) Криса Картера вылезают в самые интересные моменты, когда уже кажется, что героев не тронут, что их жизни вне опасности и они смогут спокойно работать над своими секретными материалами — и тут начинается свистопляска с Заговором, Консорциумом, Глубокой Глоткой и эмбрионами пришельцев, с похищения героев инопланетянами, создания гибридов человека и... зеленого человечка, крушением всех надежд и оживлением уже разруженных раньше надежд. Это потрясающе.
Дальше точно что-то будет. Смотреть всем. Обязательно.
Привет ©