Поговорим о музыке. Сегодня - о дабе.
Далекие 50-е годы XX века. Ямайка. Негры. Беднота. Делать нечего, да и не хочется. Траву курить надоедает, хотя никто не отказывается. Остается танцевать и появляются передвижные дискотеки - "диджей" и звуковая система на старой машине.
Вообще, представьте - Ямайка, вечное лето, палку воткни - зацветет, в общем маленький рай на Земле. Тут еще старина Маркус. Гарви. В общем, весело, но не об этом разговор.
Вот такая передвижная дискотека. Диджеи на свои кровные катаются в США за пластинками, а у кого-то кровных поменьше, играют что есть. А есть собственно ямайская музыка. И вот, когда вдруг сталкиваются два ди-джея тогдашних - кто-то из них обязательно должен уйти побежденным. Нигеры, фиг ли.
Так вот. В начале прошлого века "народной" музыкой (народная музыка негров - это африканские барабаны с плясками, а они все же уже приняли христианство) был менто - переделка американских джазовых напевов. Собственно, американские танцы (фокстроты и кадрили), яростно перемешанные с африканскими народными песнями и танцами. Вот это и был менто.
Время шло, джаз модернизировался, появился ритм-энд-блюз, и вот этот ритм-энд-блюз и всякие *бопы играли у ямайских диджеев. Потом появились знаменитые Рейд и Додд, ямайские команды записывались на ямайских же лейблах, и так потихоньку появился ска. Карибские ритмы - выделяется слабая доля, 2/4, 4/4. Потом ска переплетается с культурой бритоголовых жителей кингстонских гетто - rude boys, темпы замедляются и становятся напряженными, потом эти рудбойсы едут работать в Британию, там ставят местным белым эту музыку, и так появляется движение скинхедов, которое, между прочим, было антиполитическим и антирасистским.
Но дело не в этом. Из ска и рокстеди появляется знакомый многим регги, отличающийся от своих "родителей" довольно мощными барабанами, четким one-drop ритмом, появлением новых инструментов (например, орган Хаммонд и его характерный бабблинг, бульканье). Начало и середина 70-х - регги, регги, регги, студии, студии, студии. Пульты. Мда.
Так вот у одного такого звукорежиссера Кинга Табби возникла идея - поубирать голос, гитары, трубы всякие, оставить барабаны и бас, а из всего остального сделать что-нибудь поинтереснее. Так появились первые в мире ремиксы - даб.
Кинг Табби оставлял бас и перкуссию, впрочем, перкуссию тоже иногда убирал. Вообще готовыми рецептами он не пользовался и как лейтмотив микса мог выбрать что угодно - духовой рифф, нервное дерганье фортепиано под удары малого барабана или же кусок какой-то оригинальной басовой линии. Не брезговал Табби надергать каких-то кусков и из зарубежного творчества - в вещах вроде Casanova Dub явно видно, что звукорежиссер пил кофе и слушал очередной американский блюзовый альбом. Одной из отличительных черт даба является эхо - уходящее и возвращающееся, то громкое, то тихое, долгое и печальное - или наоборот, короткое и булькающее.
Но нельзя не отметить, что даб "тогдашний" - это хотя и ремиксы, но вовсе не ремиксы как мы их теперь понимаем. Это теплая музыка, через которую звукорежиссер доносит свои чувства - солнце Ямайки и ощущение того, что жрать опять нечего, но ему на это пофиг. Найдите и послушайте Bongo Man Dub - абсолютно пофигистская музыка. Однако она создаст вам потрясающую атмосферу где угодно и когда угодно - пьянка вечером, поездка с плеером в метро, загородный пикничок с шашлыком, даб всегда и везде создает ощущение комфорта...
Естественно, даб не стоит на месте, а активно развивается. Музыка Кинга Табби универсальна, найдите и послушайте что-нибудь - никакой пропагагды растафарианства, призывов курить марихуану, знаете, такая музыка вне всего. Но она, как я уже говорил, вполне такая живенькая. После Кинга Табби появились синтезаторы и исполнители даба обратили свое внимание на электронное звучание и мне бы очень хотелось обратить внимание уважаемых читателей на творчество британской электронной даб-команды Zion Train (http://www.wobblyweb.com/zt/). Один из первых альбомов этих ребят, Natural Wonders of the world in dub, и сделал меня большим поклонником даба. Объемный, четкий и компактный звук, атмосфера, ритм - все отточено как турецкая сабля и сверкает как глаза у кота. Сам альбом посвящен наиболее, как считают участники команды, красивым местам мира - плато Тассили, Джомолунгма, Бора-Бора и так далее. Собственно, так темы на альбоме и называются. Музыка очень современная и увлекательная.
1 комментарий:
Дадада, даб рулит-рули,,. ((::
Отправить комментарий