Суп, жежешечка. Я снова выхожу на связь. На этот раз с некоторой
литературщиной.
Эфир ведется из-за очередной порции лучей прожекторов поезда
московского метрополитена и наш спонсор - морг городв Лобни!
Я буквально недавно, вчера то есть, дочитал книгу, мужем и женою
Дяченками писаную, фантастический роман Vita Nostra. В интернетах,
конечно, по поводу книги массовая истерия - и была, и продолжается.
Массовую истерию обьяснить довольно легко, так как в книге
прослеживается отношение авторов к читателю. Однако не будем о
грустном, а лучше о самой книге давайте.
Произведение представляет собой фантастический роман, нвписанный
достаточно бедным языком и короткими преддожениями, но как будто какой-
то русскоязычный писатель-фантаст может похвастать богатым языком и
пышной цветистостью предложений; так что и этот аспект мы тоже оставим.
Книга о девочке, которая без видимых причин, которые, впрочем, и в
дальнейшем себя не обнаруживают, становится одной из избранных для
обучения в некоей школе волшебства и магии, который она завершает с
неким особым отличием, смысл которого непонятен и не раскрывается. Всё.
Несомненно, чем-то книга себя оставляет в памяти, иначе бы я и не
подумал бы что-то писать. Однако предлагаю чуточку более приближенно
посмотреть на некоторые детали в книге и обсудить их.
Итак, прежде всего семейная история главной героини. Её папа (Джеймс?
Это ты?) уехал далеко и надолго, на другой конец города, вероятно,
Ленинграда, оставив саму ГГ и её совершенно нестарую и еще довольно
сочную на момент действия романа мамашу. В общем, хоть и неполная, но
семья у главной героини есть. Однако предлагаю исходить из
художественной необходимости. Для чего главной героине нужна была
история с тем, что мама второй раз выходит замуж и рожает новому мужу
ребёнка? Какое влияние это оказывает на героиню? Очевидно, что по ходу
романа на неё, а вернее, на её характер, оказывают влияние совершенно
другие персонажи. Семейная драма в общем и целом хоть и живописна, но
малооправданна и несет скорее бытовую, чем смысловую нагрузку.
Очень, конечно, настораживает общая направленность романа, выражаемая
в одной вполне определенной мысли - некоторые слова второстепенны и
ими можно пренебречь. Эта мысль подтверждается отношением
преподавателей школы волшебства и магии к учащимся: учащихся
совершенно игнорируют как людей, не давая им никакого света в конце
тоннеля. Сталин, доставая очередного мегачеловека из застенка КГБ,
указывал ему цель его грядущей адской работы, и мегачеловеки её
достигали. В романе же детей помещают в застенок под страхом их смерти
и смерти и несчастий с их родными и близкими, однако ж цели нахождения
в застенке не сообщают. В общем, вполне себе тоталитарненько так.
Однако нельзя не обратить внимания на уровень мастерства Дяченок как
драматургов. Сделать это очень удобно на примере, скажем, секса в
книге. Секс, женитьбы, беременность, панель с блядями и иже с ними
присутствуют в книге в достаточном для 400-страничного романа объеме.
Студенты трахаются сочно, много и довольно неопытно. Я встрепенулся
тогда, когда один из преподавателей школы волшебства предложил,
вернее, порекомендовал главной героине поебацца в целях потери женской
половой девственной плевы. Я, конечно, слегка офигел. Это какой-то
антикастанеда получается, что ли. Однако! Главная героиня успешно
совершает расовый акт полового разврата с мужским хуем, и более того,
получает от одного из преподавателей школы индикатор овуляций, но
связывают ли авторы книги эти волнующие события с дальнейшими успехами
героини в учебе? Нет.
Или вот, скажем, в романе присутствует веселый, улыбчивый, застенчивый
и очень обаятельный преподаватель физкультуры Дим Димыч, а сама
физкультура является, по декларации авторов, профилирующим в школе
волшебства (чуть не написал "большинства") предметом. В самом конце
романа читатель обнаруживает науку физической культуры себя по ходу
романа не проявившей, а главная героиня обнаруживает преподавателя, на
которого у всех женщин школы увлажнялось чрез меры причинное место,
холодным суперменом. О чем это всё говорит читателю? Да ни о чем.
Мысль романа - человек как функция - не нова и вполне себе совкова.
Конечно, выполнено всё это безобразие не без изящества. Впрочем,
отставить изящество. Это и есть основная мысль романа: отними у
человека цель, и будет тебе какая-то функция, "слово", как говорят
сами авторы. За кадром остается проблема, например, преподавателей -
что, скажем, мотивирует их быть... эгм. Ну вот такими вот функциями. В
начале романа, когда главную героиню кадрят учиться, один из героев
говорит ей - ты пока не поймешь смысл этого всего, однако окружающий
мир нуждается в твоей защите. В конце романа героине говорят - оставь
эмоции. Пайм тарадокс? Взаимоисключающие параграфы?
А книга хорошая. Рекомендую к прочтению. Только она подросткам крышу
срывает, так что не покупайтесь на полёты Гарр... главной герроини
( :) ) Александры над крышами по ночам. Это авторы довольно толсто
троллят.
Книга бесплатно раздается в одном из каталогов Stanza. И не одна эта
книга.
2 комментария:
Дяченок я не читал, но вот читал Олди. Они красивым языком пишут, хоть и фантасты и с Дяченками дружат.
Передумал я тебе много в коммент писать :) все стер нефиг.
Рецензия понравилась.
Отправить комментарий