Читаю эти ваш лепет: «Фантастика… нефантастика… реалисты-нереалисты… фантастику щемят… фантастика щемит» и т.п.
Ну ебаный стыд же. Просто бред же.
Главный фейл фантастики не в том, что она фантастика. Родоначальники (Лем, Стругацкие, Бредбери, Азимов и т.п.) были вполне себе.
Фейл в том, что она:
1) Расплодила графоманию. Собрала глупых по причине возраста детей, которые так и вырастают, думая, что очередной боевичок с гоблинами — это вершина мирового искусства. Утвердилось предназначение литературы как развлекательной жвачки (отличие от клонированных детективов и дамких романов: они официально признаются говном даже теми, кто их читает).
2). Установила монополию. И тут уже в поре об информационной блокаде говорить. Т.е. даже общаясь в молодежных (до 30 лет) кругах с претензией на интеллигентность очень сложно выбить информацию о какой-то другой литературе кроме фантастической.
Вот и получается, что «из реалистического» (определение-то какое некорректное) в тредах советуют «Хромую судьбу» тех же Стругацких, а дальше — только Горького с Ремарком, т.е. совсем очевидное «по верхам» да из школьной программы.
Кто-нибудь знаком с романистами, получившими нобелевку за последние лет двадцать? Я не говорю, что они так хороши — можно ведь и негодовать от них. А с претендентами, так ее и не получившими (там ведь большой отбор)? А с лауреатами других премий?
Эту литературу — ту, за которую дают нобелевки, букеры и большие книги, которой дополняют ВУЗовские программы, а кучка высоколобых стариков называет авторов называют живыми классиками, т.е. «большую» литературу без фантастических допущений — можно критиковать за многое. Да, в отдельных случаях это вообще халтура. Однако, она создавалась не для развлекаловки, а для рассуждений, поиска ответов на волнующие вопросы, выражения разных точек зрения.
Однако же теперь это не модно. Для большинства современных читателей это «ололо СПГС», а читают они только для «отдыха от этой тяжелой жизни». У фантастической графомании — в противовес — полный набор развлекалок и смехуечков. От самоутверждения при чтении мэрисьюшины до эстетского погружения в «лучшие миры». Хотя, в большинстве случаев — петросянщина и тупые боевички.
В общем, произошла двойная подмена понятий. Во-первых, в большинстве случаев под фантастикой ненавистники имеют ввиду именно нынешнюю графоманию. Во-вторых, защитники фантастики видят литературу вне «фантастического гетто» только литературой без фантастических допущений, а это — свой огромный мир, который мимо них пролетает.
И не нужно забывать об изначальном предназначении фантастики. Пусть даже не все родоначальники использовали ее для этого. Я имею ввиду — излагать потенциально осуществляемые научные теории. Но это уже совсем другая история.
Отака хуйня, малята.
1 комментарий:
Я вот читал романистов-лауреатов последних лет. В частности, Жозе Сарамаго. Редкостная, унылая беспросветная муть о тяготах жизни. На каждой странице толстого тома тебе монотонно рассказывают про эти тягостные тяготы. Зато социально значимая тема, да.
Впрочем это еще не самый плохой вариант. Есть в "большой" литературе, насколько я могу судить из своего бомбоубежища, большой пласт прозы филологов. Профессиональный читатели пишут книжки для других профессиональых читателей и очень обижаются, когда им свое недоумение высказывают читатели обычные. Такой замкнутый мир. Гетто, наверно, такого же рода, что и гетто фантастов, только понты разные.
Кстати, я не очень понял почему вдруг изложение научных теорий оказалось задачей фантастики. У Гоголя есть фантастические произведения, но никаких научных теорий там нет. Или у Льюиса. У Толкиена опять же. Если говорить о научной фантстике, то непонятно почему в основателях оказались Лем, Стругацкие и т.д. Классические научно-фантастические романы еще Жюль Верн написал, Уэллс опять же, Толстой.
Отправить комментарий