воскресенье, мая 20, 2007

Осторожно! Ниже упоминаются сюжетные повороты, или даже раскрывается концовка.

Заголовок (с) Wikipedia.

В фильме Н. Михалкова "Утомленные солнцем" снимаются Меньшиков, Дапкунайте, Ульянова, еще толпа звездного актерского люда и сам Михалков.

Кстати, мне всегда было интересно, как режиссер одновременно с режиссированием умудряется играть? Это я не в смысле критики Михалкова (не за что, все отлично), а в смысле вообще. Ну да черт с ним.

Сюжет фильма в общем и целом не так уж и прост. Если рассматривать это кино с точки зрения истории любви, то история получается печальная, обгрызанная и куцая. Конфликт двух людей, один из которых в свое время предложил другому свалить из страны, пока не "наклали по шее", сделав жизнь второго не самой приятной - более правдивое описание. Историческая драма (действие происходит в середине 30-х гг. XX в.) - в общем, тоже отчасти верно, ибо товарищ Сталин у Михалкова довольно регулярно смотрит в объектив камеры.

Короткий экскурс в это замечательное кино.
Кстати.
Этот фильм получил "Оскара" в 1994-м году как лучший иностранный фильм. Вообще, если разговор о фильме начать со слов "Он получил Оскара...", то в общем становится понятно, что фильм не хрен собачий. Я имею в виду - не из новых, конечно, последнее время, мне кажется, статуэтки дают просто потому что их надо раздать.

Легендарный (как пишут во всех рецензиях) комдив Котов заслуженно отдыхает на даче где-то под Москвой. Без телохранителей, ротвейлеров и заборов в три метра высотой.

Обшаривание просторов сети ничего не дало. Анекдоты о некоем Котове как участнике событий революции вместе с Чапаевым, Петькой и прочими, конечно, в народе ходят, но... Впрочем, не суть. Вымышлен Котов или нет - не так важно.

Вместе с Котовым жена и дочь. Жену обожает, а в дочке вообще души не чает. Образ такого крепкого военного. Хороший мужик, короче.

Стоит заметить, что от фильма крепко попахивает суицидом, что создает дополнительную атмосферу. Мощный контраст - пляж, речка, воздух, лес, поля и разрезанные вены, и револьверы с одним патроном, выстрелит или нет.
С фокуса с револьвером и начинается кино - персонаж Меньшикова, Митя (фу!) приезжает к себе домой, на Серафимовича (ах!), где пытается застрелиться, а после того как у него это не получается, куда-то звонит и говорит о том, что он согласен.

В первую очередь вся эта сцена опять же создает для зрителя атмосферу - мрачная Серафимовича, мрачный мост, мрачная Полянка на заднем плане (всего секунду!)... на знаменитом Серафимовича, 2 висят красные транспаранты, а судя по дворнику и солдатам, Митя приезжает домой утром. Приезжает, во-первых, на черной машине, во-вторых, у него есть оружие, в-третьих, живет он на Серафимовича окна на Кремль, короче - все отлично. Если вдуматься, то с самого начала фильма несложно делать выводы.

Я лично считаю такой подход очень правильным - никаких заумных вещей, но и никакой псевдопростоты "Это я, а это Петя, он с мясокомбината". Фильм снят взрослыми умными людьми для таких же как они взрослых умных людей - он не детский, не блондинистый, не бандитский.

Комдив Котов отдыхает на даче, где помимо него с женой и дочкой еще куча народа, и они явно не первый год на этой даче. Вся эта куча связана между собой родственными/дружескими связями и общаются очень давно. В момент появления самого Мити на даче вся куча бросается на него с воплями "Ура, приехал".

Митя замечательно музицирует - играет на фортепьяно, на гитаре, рассказывает сказки и играет с дочерью комдива, который заметно напрягается при появлении Мити.

Как обнаруживается, не зря напрягается. Во-первых, у Мити с женой комдива - Дапкунайте, которая еще в 1994 году прекрасно говорила по-русски,- были прекрасные в молодости прекрасные и замечательные отношения, но все же вышла она за военного. Впрочем, несмотря на свою обаятельность, Митя обнаруживает в себе целый букет отвратительных качеств.

Кстати. Вот интересно - некоторые люди совершенно вменяемы, оооочень приятны в общении, записываются чуть ли не в родню и так далее... всегда красиво одеты, не делают промахов в работе, смеются и приятно улыбаются. А некоторые - выглядят как черт-те что, поговорить не о чем, то есть внешне - все явно хреново. Но, как известно, все мы учимся понемного чему-нибудь и как-нибудь. Люди первого типа могут оказаться таким говном, что просто диву даешься, кто им вообще дал родиться на этот свет, и искренне надеешься, что такие не будут размножаться, ибо такие ни Богу, ни черту не нужны. И напротив - человек, который тебе никогда не нравился, в нужный момент подаст руку, а в другой нужный момент - промолчит, и понятно, что родней вам с таким человеком не быть - он просто человек, и побольше таких, и неважно как одет и что говорит.

Что-то похожее с героями Меньшикова. Сравнить - Костик Ромин из "Покровских ворот", ах, такой обаятельный, такой бесподобный, но ведь редкостная сука. Или О.Бендер, это уже из новейшего. Впрочем, неважно.

Митя рассказывает дочке Котова прелестную историю о том, как он любил жену (в смысле - тогда еще не жену) Котова и как у него ничего не получилось. Скорее всего, комдив намеренно турнул из страны Митю, ибо судя по рассказу другого персонажа фильма, Котов начал ухаживать за Марией (т.е. Дапкунайте) сразу после отъезда Мити из страны. Впрочем, такой же вывод можно сделать судя по возрасту дочки.

Картина, казалось бы, вырисовывается ясная - НКВДшник Митя приехал не просто арестовать шпиона какой угодно страны Котова, но в первую очередь отомстить ему за свою собственную поломанную жизнь, за то, что Котов отобрал его любовь Марусю, за то, что его вычеркнули, "стерли ластиком" из той жизни в которой он чувствовал себя своим.
Ан нет, фигу. Его любовь родила дочку и неплохо себя чувствует с мужем, хотя по поводу приезда старой любви и чуть-чуть психует; сам Котов оказывается обычным мужиком, которому в общем и мстить особо не за что и в итоге не выходит мести - Митя просто получает по морде за свой деланый монолог по поводу того, какой он несчастный. Версия Котова по поводу несчастности Мити более убедительна, Митя - продался советской власти как последняя блядь, продал всех своих бывших товарищей по белому движению, после чего успешно трудится на ниве искоренения врагов народа.

Михалков как режиссер... хм, он очень тонко не показывает что же случилось далее с семьей Котова. Знакомые с историей СССР и так поймут - то же, что и с любой другой женой врага народа и дочерью врага народа.

В начале фильма Митя стрелялся, а в середине фильма Мария рассказывает ему, что хоть вены она и резала, но неграмотно, ибо надо было лечь в теплую ванну. Это Митя и проделывает в конце фильма.