четверг, апреля 03, 2008

О плохих и хороших людях, а также о свободе и наболевшем

Заглянем в какой-нибудь справочник по старым русским словам:
старо-славянское ХРАБРЪ, ХРАБЪРЪ, ХРАБРЫИ, древне-русское ХОРОБ(О)РЪ (Щито? http://chronologia.org/xpon6/x6_14_17.html)

Я склонен предполагать, что слово "хороший" в отношении человека, имея корень "хор", восходит именно к слову "хоробръ". Немедленно на ум приходит из Откровения Иоанна Богослова:
"Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр. 3,15-17).

Возникает резонный вопрос -- что же это за храбрость и причем тут Апокалипсис. По-моему, связь очевидна -- в отношении человека слово "хороший" употребляется в значении "честный", имеющий смелость открыто признаваться в своих ошибках и не гордиться содеянным добрым делом.
Некоторые считают, что слово "хороший" еще связано со словом "хоронить", и толкуют связь слов "хоробръ" и "хоронить" как имеющую отношение к погибшему воину, например. Вообще есть вот такая интересная штука:

Слово: хоробрый,
Ближайшая этимология: хоробеЁр "храбрый", вятск. (Васн.), с.-в.-р., вост.-русск. (Даль), укр. хоробрий, др.-русск. хоробры, хоробръ (Ипатьевск. летоп., Даниил Заточн. и др.; см. Срезн. III, 1386), ст.-слав. храбръ polemikТj, foberТj (Супр.), болг. храбър, храбрен, сербохорв. храбар, ж. храбра, ср. р. храбро, словен. hrabЌr, чеш. chrabry, стар. также chabry, польск. chrobry, в.-луж. khrobљy, н.-луж. chrobry, кашуб. Chrabrowo, местн. н.
Дальнейшая этимология: Праслав. *хоrbrъ, возм., из *хоrbъ под влиянием слов dobrъ, bystrъ, ostrъ; родственно лтш. skar^bs "острый, суровый", др.-исл. skarpr "острый"; см. Эндзелин, СБЭ 126; Младенов 671; Брюкнер, AfslPh 40, 131; KZ 51, 233; Х. Карстин, Festschrift Vasmer 225. Недостоверна связь с др.-инд. kharas "твердый, острый", греч. kЈrcaroj "острый" (Мейе, Et. 403). Неприемлемо сближение с гот. *harwa- "терпкий" (откуда фин. karvas "терпкий"), гот. ga?rafstjan "утешать, подбадривать" (Хирт, РВВ 23, 333), с этнонимом сьрбъ (Соболевский, ИОРЯС 27, 323; Горяев, ЭС 401), с др.-инд. pragalbhas "мужественный, решительный" (Махек, "Slavia", 16, 197), с хоровитый "хороший" (Агрель у Петерссона, Zur sl. Wortf. 22) или с лат. sorbus "рябина", вопреки Вуду (Phil. Quarterly 2, 266; см. "Glotta", 14, 274).

По этому поводу мне кажется, что слово "хороший" все же связано скорее со словом "храбрость", нежели со словами "хоронить", "хоромы".

Из словаря Даля мы узнаем, что:
ПОЛОХ м. стар. - тревога, набат, сполох; звон колоколов, барабанный бой, трещетки и другие сборные способы, при пожаре, нападении неприятеля и пр. Полох ударили! Полохала, полохалыцик, полохатель м. - набатчик, кто бьет, подымает полох; алармист, пустой крикун; вещун худого. Полошить, полошить кого, полошать стар., подохнуть - тревожить, мутить, смущать, беспокоить, волновать, пугать, подымать и возбуждать, нарушать покой. Молву пускать - народ полошить. Нас все пожары полошат. -ся - тревожиться, пугаться, лишаться покою. Чем попусту полошиться, наперед дело узнай. Дополошатся поляки до новой беды. Полошные трещетки - набатные.

Следовательно, слово "полох", очевидно являющееся предком слова "плохой", по отношению к человеку означает трусость, пугливость, беспокойство.

Теперь перейдем ко второй части Мерлезонского балета -- зачем это я тут все понаписал.

У сайентологов зачастую можно увидеть фразу в их агитках-обьяснениях "Что такое сайентология": "В Саентологии также считается, что человек в своей основе хороший и что его духовное спасение зависит от него самого, его ближних и от достижения им единства со вселенной". И еще: "полным возрождением внутренней духовной природы человека — его способностей, его осознания и его уверенности в собственном бессмертии", но об этом потом.

Мне стал интересен вопрос -- а хорош ли человек в своей основе? Является ли настоящей, истинной основой человека смелость, честность?

Вот такие вопросы поставлены перед экспертизой, и, пожалуй, экспертам предстоит на них ответить :)

И книга вторая моего опуса -- небольшой вопрос о свободе.
Я иногда хожу по Садовому, и там интересный рекламный плакат вывесили: "Я свободен на 51%!". Плакат, конечно, рекламный и речь там идет о деньгах. Но само выражение меня зацепило. Интересно так -- человек, наполненный свободой чуть более, чем наполовину.

Я уже один раз писал о свободе, с совершенно бытовой точки зрения, конечно. Видимо, точка зрения моя и на сей раз совершенно бытовая, но тем не менее.
Сам феномен свободы подразумевает под собой как добрую, так и злую волю субъекта -- я свободен выбирать, врезать ли ребенку на улице по уху или дать ему конфетку.
Утверждение из агиток сайентологов, что человек в своей основе хороший, в этом ключе приобретает несколько другую окраску. Выходит, что для соединения со вселенной человек должен поступиться своей свободой.
Впрочем, вопрос о том, что же есть краеугольный камень -- "хорошесть" и некие навязанные отрицательные стороны или все-таки свобода -- остается открытым.