суббота, апреля 14, 2007

Рассуждения и рассказы о музыке

Поговорим о музыке. Сегодня - о дабе.

Далекие 50-е годы XX века. Ямайка. Негры. Беднота. Делать нечего, да и не хочется. Траву курить надоедает, хотя никто не отказывается. Остается танцевать и появляются передвижные дискотеки - "диджей" и звуковая система на старой машине.
Вообще, представьте - Ямайка, вечное лето, палку воткни - зацветет, в общем маленький рай на Земле. Тут еще старина Маркус. Гарви. В общем, весело, но не об этом разговор.
Вот такая передвижная дискотека. Диджеи на свои кровные катаются в США за пластинками, а у кого-то кровных поменьше, играют что есть. А есть собственно ямайская музыка. И вот, когда вдруг сталкиваются два ди-джея тогдашних - кто-то из них обязательно должен уйти побежденным. Нигеры, фиг ли.
Так вот. В начале прошлого века "народной" музыкой (народная музыка негров - это африканские барабаны с плясками, а они все же уже приняли христианство) был менто - переделка американских джазовых напевов. Собственно, американские танцы (фокстроты и кадрили), яростно перемешанные с африканскими народными песнями и танцами. Вот это и был менто.
Время шло, джаз модернизировался, появился ритм-энд-блюз, и вот этот ритм-энд-блюз и всякие *бопы играли у ямайских диджеев. Потом появились знаменитые Рейд и Додд, ямайские команды записывались на ямайских же лейблах, и так потихоньку появился ска. Карибские ритмы - выделяется слабая доля, 2/4, 4/4. Потом ска переплетается с культурой бритоголовых жителей кингстонских гетто - rude boys, темпы замедляются и становятся напряженными, потом эти рудбойсы едут работать в Британию, там ставят местным белым эту музыку, и так появляется движение скинхедов, которое, между прочим, было антиполитическим и антирасистским.
Но дело не в этом. Из ска и рокстеди появляется знакомый многим регги, отличающийся от своих "родителей" довольно мощными барабанами, четким one-drop ритмом, появлением новых инструментов (например, орган Хаммонд и его характерный бабблинг, бульканье). Начало и середина 70-х - регги, регги, регги, студии, студии, студии. Пульты. Мда.
Так вот у одного такого звукорежиссера Кинга Табби возникла идея - поубирать голос, гитары, трубы всякие, оставить барабаны и бас, а из всего остального сделать что-нибудь поинтереснее. Так появились первые в мире ремиксы - даб.
Кинг Табби оставлял бас и перкуссию, впрочем, перкуссию тоже иногда убирал. Вообще готовыми рецептами он не пользовался и как лейтмотив микса мог выбрать что угодно - духовой рифф, нервное дерганье фортепиано под удары малого барабана или же кусок какой-то оригинальной басовой линии. Не брезговал Табби надергать каких-то кусков и из зарубежного творчества - в вещах вроде Casanova Dub явно видно, что звукорежиссер пил кофе и слушал очередной американский блюзовый альбом. Одной из отличительных черт даба является эхо - уходящее и возвращающееся, то громкое, то тихое, долгое и печальное - или наоборот, короткое и булькающее.
Но нельзя не отметить, что даб "тогдашний" - это хотя и ремиксы, но вовсе не ремиксы как мы их теперь понимаем. Это теплая музыка, через которую звукорежиссер доносит свои чувства - солнце Ямайки и ощущение того, что жрать опять нечего, но ему на это пофиг. Найдите и послушайте Bongo Man Dub - абсолютно пофигистская музыка. Однако она создаст вам потрясающую атмосферу где угодно и когда угодно - пьянка вечером, поездка с плеером в метро, загородный пикничок с шашлыком, даб всегда и везде создает ощущение комфорта...
Естественно, даб не стоит на месте, а активно развивается. Музыка Кинга Табби универсальна, найдите и послушайте что-нибудь - никакой пропагагды растафарианства, призывов курить марихуану, знаете, такая музыка вне всего. Но она, как я уже говорил, вполне такая живенькая. После Кинга Табби появились синтезаторы и исполнители даба обратили свое внимание на электронное звучание и мне бы очень хотелось обратить внимание уважаемых читателей на творчество британской электронной даб-команды Zion Train (http://www.wobblyweb.com/zt/). Один из первых альбомов этих ребят, Natural Wonders of the world in dub, и сделал меня большим поклонником даба. Объемный, четкий и компактный звук, атмосфера, ритм - все отточено как турецкая сабля и сверкает как глаза у кота. Сам альбом посвящен наиболее, как считают участники команды, красивым местам мира - плато Тассили, Джомолунгма, Бора-Бора и так далее. Собственно, так темы на альбоме и называются. Музыка очень современная и увлекательная.
Нет, все-таки Анархия - великая игра. Пожалуй, единственная ММО, которая РПГ. Lineage II - манчкины-кетайцы и полный пепетс, бардак и пераццкие серваки, Everquest II - конечно, без особого манчкинства, но Fable в сетевом варианте как-то не очень привлекает. Вот пожалуй на ДР прикуплю Guild Wars - хоть там и минимальный PvE, зато PvP достоин уважения, и именно благодаря аренам и стенкам на стенку, ММОРПГ в варианте ГильдВорс превращается в некое подобие футбола.
Так вот, удивляюсь таланту разработчиков Анархии. Хотя, с другой стороны, эти же люди сделали и Dreamfall, так что видимо удивляться нечему особо... Графика с первой минуты игры шокирует примитивностью. Где-то после недели игры становится ясна одна мысль - игрок так погружается в максимально детализированный мир Анархии (боже, боже, какая там музыка), что само *качество* графики остается за бортом. Действительное же значение имеет детализированность и количество, поскольку разрабы создавали мир, а не мультфильм (сравним с тем же Silkroad Online - три города, восемь монстров, пять пиджаков - три ха-ха).
Кроме того, замечу по поводу ролевой составляющей. Выбор расы, профессии, костюма, стороны игры, клана, создание команды, приобретение жилища, друзей, захват города и т.д.д.д.д. позволяют игроку детализировать свое пребывание в игре настолько, что это уже даже не отыгрывание роли. Огромное дерево скиллов способствует персонализации. Кроме того, возможна игра как соло, так и командная (несмотря на то, что ММО). В общем, ролевая составляющая на высоте.
Отдельной строкой - о том, что может делать чар в свободное от игры время: танцевать фанданго, диско и еще 6-7 танцев, кланяться, аплодировать, пукать, посылать воздушные поцелуи, указывать налево, направо и в другие стороны, изображать индейца племени апачей, в общем, стоит, очень стоит почаще заглядывать в Emotes - я переиграл во многие РПГ, пожалуй, Анархия самая богатая по части эмоций.
ММОРПГ - hack'n'slash, как корейские? Нет, на улицах городов есть специальные автоматы, где, оперируя семью параметрами (!!!), можно подобрать миссию на свой вкус и цвет. Существуют только командные и только одиночные миссии, заказные убийства, розыски, FedEx'ы и т.д. С удовлетворением отмечу, что пока не заметил в основной игре "Убей N монстров, собери K предметов". По отношению к психике игрока все гуманно.
Пожалуй, мир Анархии великоват для изучения пешком. Более того, пешком куда-то дойти вообще нереально - слишком уж большие расстояния. Существуют бесплатные порталы и различный траспорт, управление которым зависит от прокачанности соответствующих скиллов.
Еще один верный шаг разработчиков - отход от классической CRPG-подобности в плане управления. То есть никаких "щелкнул и пошел". Применена классическая система WSAD. Похвал заслуживает и полностью конфигурируемый и настраиваемый интерфейс - окна и панели можно развесить как угодно по монитору и наслаждаться.

Настойчиво советую.